Оставь свое мнение Отзывы
Версия для печати

Требования к макетам для менеджеров - версия лирическая


Любая организация, предоставляющая услуги полиграфической печати рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда у заказчика, получающего напечатанную продукцию все волосы становятся по стойке смирно а из горла вырывается судорожное: "Эт-то что?... Это что такое, я вас спрашиваю?!!". После этого происходит "разбор полётов".
- Вы принесли нам оригинал-макет, мы его напечатали.
- Но тут всё по-другому!
- Значит макет был плохой.
- Нет, я приносил ХОРОШИЙ макет! (открывают макет на компьютере) Вот посмотрите, какой красивый.
- Гм. Текст не в кривых, эффекты не растрированы, растр - в RGB и с разрешением в 98 точек. Да ещё и не откроплен. Всё без вылетов, цвета элементов и текста - в чём угодно, только не в CMYK'е... Даже в пантонах... Вы хотите печать пантонами?...
- ?... 

А проблема в том, что не знакомые с процессом печати и пост-печати, дизайнеры ваяют красивую картинку на мониторе и на этом свою миссию считают законченной, не задумываясь, что для того, чтобы напечатанная продукция была не хуже (а то и лучше) оригинал-макета требуется соблюдение ряда требований. Эти требования рассылаются потенциальным клиентам вместе с прайсами и коммерческими предложениями, размещаются на сайте, выдаются в офисе в виде буклетов, но всё равно хотя бы один клиент из пяти отправляет непонятную бумажку в мусорную корзину и, как следствие, получает кривой тираж. После этого он выясняет отношения с сотрудниками полиграфии, а потом, выяснив в чём дело, бежит отрывать голову своему штатному дизайнеру. Обнаружив нарушения в оформлении макета, его можно вернуть заказчику "на доработку", можно откорректировать. В первом случае заказчик потеряет время, во втором - ему придётся оплатить корректировку. В любом случае, кривые макеты доставляют массу неудобств обеим сторонам, поэтому лучше один раз изучить правила, а ещё лучше, разобраться зачем они, в конечном итоге, нужны и на что влияют. 

Итак, правила...

  1. "Готовые оригинал-макеты принимаются от заказчика на следующих носителях: CD-R, DVD-R, flash-накопители.
    Эти требования, обычно, не вызывают вопросов. И действительно, вряд ли кто-нибудь додумается приносить оригинал-макет на 5-и дюймовой дискете или другом экзотическом носителе. Список программ ограничивается профессиональными программами, предназначенными в числе прочего и для нужд полиграфии.

  2. Постпечатка.
    Любая полиграфическая продукция, будь то визитки, буклеты или плакаты, верстается и печатается на листах большого формата. Для цифровой малотиражной печати, это, обычно, формат SR A3 (450х320 мм). После печати, листы режутся на форматы оригинал-макета. Вот тут то и возникают проблемы с вылетами и обрезным форматом.

    "Формат страницы в программе должен ТОЧНО соответствовать обрезному формату макета" - то есть, если вам нужна визитка, размером 50х90 мм, то формат страницы должен быть 50х90 мм, а не А4, не 85х45 и не 52х92. Перед печатью, по формату страницы выставляются метки реза, то есть, засечки, по которым напечатанный лист будет порезан специально обученным мастером пост-печати. Мастера пост-печати не волнует что 85х45 или, тем более А4 - очень уж нестандартный размер визитки, его задача - резать, резать и резать точно по меткам.

    "Вылеты".


    Даже самый великий и опытный мастер "постпечати" не сможет порезать 2000 визиток абсолютно точно по линии реза. Плюс-минус пол-милиметра погрешности вполне возможны. Вылеты за обрез дают некоторое "пространство для манёвра".
    Например, если продукция с неким сложным фоном, и без вылетов, то смещение ножа при резке даже на четверть миллиметра даст белую полосу по краю продукта. "Элементы, иллюстрации, фоновые заливки, печатаемые "под обрез" должны иметь вылет от 1 мм за линию реза для листовой продукции и от 5 мм за линию реза для продукции многополосной...при этом, вылеты будут выходить за пределы страницы". Многополосная продукция обычно режется дважды: первый раз - когда листы вырезаются из формата, второй раз - после сборки и скрепления, чтобы отрезать неровность страниц.

    "Элементы оформления, текстовые блоки, не идущие под обрез, должны отступать от линии реза не менее чем на 2-3 мм...". Смещение ножа при резке может быть и "угловым". Проще говоря, если нож встал немного криво, то по элементам, чересчур близко расположенным к линии реза, будет заметна даже самая микроскопическая непараллельность.
  3. Требования к припускам макетов

    Требования к многостраничным макетам

  4. Подготовка макета для печати.
    "НЕ допускать использования цветовых моделей кроме CMYK и Pantone..." После вылетов, это самое популярное для нарушений требование. Дело в том, что любая полиграфия печатает в CMYK'е и использование другой цветовой палитры (например, RGB) может привести к печальным последствиям в виде искажения цветов. Использование в оригинал-макете "пантонов" (Pantone) автоматически подразумевает, что вы хотите печать пантонами. Разница состоит в том, что при печати в CMYK'е сложные цвета смешиваются из четырёх составляющих (Cyan, Margenta, Yellow, blacK), а при печати пантонами, каждому цвету соответствует свой "тюбик с краской". Печать пантонами выгодна тем, что не происходит искажения цвета, зависящего от настроек конкретной печатной машины. Если печатать в CMYK'е один и тот же макет на разных машинах, то результаты тоже будут разными. Например, у одной получится насыщенный зелёный цвет, а у другой - нежно салатовый, потому что у этих двух машин совершенно разные точки зрения о том, в какой пропорции смешивать 4-е основных цвета для получения этого самого "зелёного" цвета. Поэтому при печати в CMYK'е делается цветопроба с выведением множества оттенков, например, того же многострадального зелёного цвета и заказчик выбирает какой ему больше по душе. При печати пантонами всё проще и, одновременно, сложнее: заказчик без всякой цветопробы выбирает среди пантонов тот цвет что ему подходит и им печатает, застраховавшись от возможных искажений фирменного цвета и несовмещения красок. Но печать пантонами СУЩЕСТВЕННО дороже. (Вообще вопрос цветов - это тема для отдельного разговора. На первом мониторе цвета оригинал макета одни, на втором - другие, после печати - третьи...)
    "...все чёрно-белые растровые изображения должны быть сохранены как grayscale...цветные растровые изображение - в CMYK..." Ещё раз повторюсь, что если фотографию в оригинал-макете оставить в палитре RGB, то после печати вы получите зелёный снег и фиолетовых людей. А если чёрно-белые изображения не сохранить в grayscale, то после печати изображение будет красноватым.

"Разрешение для растровых изображений должно быть НЕ МЕНЕЕ 300 dpi" - важное замечание. Когда оригинал-макет просматривается на мониторе, качество картинки не слишком бросается в глаза, зато после печати на А3 фотографии с разрешением 50 dpi, сантиметровые пиксели и прочие непотребности низкокачественного изображения будут обеспечены в полной мере. "...элементы с эффектами прозрачности должны быть растрированы... НЕЛЬЗЯ использовать эффекты прозрачности, линзы, тени. Эти и другие эффекты требуется растрировать..." Нерастрированные эффекты могут напечататься самым невероятным образом. А могут и вовсе не напечататься. Так что ЛЮБЫЕ эффекты, используемые в оригинал-макете необходимо растрировать.
"...В макетах... ВСЕ ШРИФТЫ должны быть в КРИВЫХ..." Шрифт (нем. Schrift, от schreiben - писать) в полиграфии - комплект литер, необходимых для воспроизведения букв определенного алфавита, знаков и цифр. "Компьютерный шрифт" - это способ отображения знаковой информации. Многие макеты используют весьма редкие и заковыристые шрифты, корпоративные или авторские, которых просто нет на компьютерах, использующихся в полиграфии. Как следствие, незнакомые шрифты, использующиеся в оригинал-макете, автоматически заменяются каким-либо стандартным шрифтом, естественно, изменяя написание текста. Чтобы этого избежать, необходимо все текстовые блоки перевести в кривые, после чего, они станут недоступны для редактирования, зато их начертание останется неизменным. Требований достаточно много, но все они являются необходимыми для производства качественной печатной продукции.